Гостья из будущего


В конце апреля состоялся семинар Trend Forecasting. Его, по приглашению Kiev Fashion Institute, провела лидер fashion-образования итальянского Istituto Marangoni Бетте Бондо. Forbes расспросил Бетте о том, как формируются тренды, какие из них станут ключевыми в новом сезоне и о том, что сейчас происходит в мире моды.

— Насколько важно понимать, каким образом  формируются «короткие» и «долгоиграющие» тренды?

— Конечно, понимание того, как формируются тренды и тенденции, невероятно полезно. Но для начала, я бы сказала, что очень важно понимать разницу между микро-, макро- и мегатрендами. Если мы говорим о микротрендах, то это только лишь модные тенденции, которые длятся 1-2 года. Макротенденции более длинные, они рассчитаны на 5-10 лет и касаются продуктов питания и фитнеса. Затем идут мегатренды, длинной в 20-30 лет, они касаются радикальных изменений в вопросах того, как мы смотрим на окружающую среду и стиль жизни.

Само собой разумеется, что легче формировать и влиять на самые короткие – микротренды. Так как они не оказывают большого влияния на географические изменения, временные сроки и на жизнь людей в целом.

Происходят ли сейчас какие-то ключевые события, которые влияют на формирование трендов?

— Мода вообще является полным отражением того, что происходит вокруг. Она показывает действительность, как бы фильтруя через свой «глаз», как через творческую линзу. Поэтому события, происходящие на макро-уровне, оказывают непосредственное влияние на модные тенденции. Тенденция «нормкор», которая всколыхнула модный мир несколько сезонов назад, по-прежнему невероятно актуальна у таких дизайнеров какДемна Гвасалия, креативного директора Balenciaga и Vetements. Он отправил на подиум легендарного Дома Balenciaga нормально одетых людей, вместо того чтобы одевать их к кутюрные наряды. Это очень хорошо иллюстрирует влияние городской моды и современного стиля жизни. Это все очень реалистично и без излишеств, и возможно, отражает кризисы, которые сейчас происходят в Украине и Сирии, последние теракты во Франции и Бельгии, смутное будущее Великобритании в ЕС и, конечно, состояние мировой экономики, которое не располагает к экстравагантным формам.

Какие основные тенденции на ближайшие годы можно сейчас назвать?

— Есть определенные темы в моде, которые, по сути, являются макротемами и которые сезон за сезоном получают все новые интерпретации (такие как sport/urban, minimalism, feminine и the rock look), так как невероятно востребованы у молодежи. Они и будут популярны в ближайшее время. Но одновременно с течением нормкор, словно в противовес будет актуальная стилистика ladylike и образы, вдохновленные ретро. Стилистика 80-х и 90-х, столь востребованная последние несколько сезонов, тоже никуда не денется.

Стоит также отметить, что сам потребитель становится более уверенным в своих действиях, опираясь на собственный опыт, данные, а также на детали, подсмотренные в сети. Конечно, нельзя не упомянуть и новые технологии, такие как 3D печать, что тоже оказывает влияние на моду и является одной из самых последних тенденций.

Изменения касаются и больших модных Домов, которые сокращают производственный цикл и стараются адаптировать производство таким образом, чтобы клиенты могли получать коллекции уже сразу после показов. В Burberry уже ввели это и устранили понятие сезонности, а если больше брендов последуют их примеру, то это может быть интересный опыт для fast-fashion брендов. Они имеют право на существование, так как делают моду доступной, но масштабы копирования и использования дешевой рабочей силы – это совсем не то, что мы как потребители можем пережить.

Как вы относитесь к понятию «цвет сезона»? Стоит ли ограничиваться десяткой главных оттенков от института Pantone, или молодым дизайнерам лучше ориентироваться на свое чувство цвета?

— Я уверена, что лучшее решение для дизайнера и для его творчества – это сосредоточиться на собственной идентичности и идентичности своего клиента. Тенденции, как правило, носят локальный, а не глобальный характер – по крайней мере, если вы не Louis Vuitton, – вы не можете некритически следовать этой самой десятке цветов без понимания вашей культуры и идентичности бренда. Но это же касается и Louis Vuitton: они предлагают новый цвет каждый сезон, чтобы привлечь внимание и чувствовать себя свежим и актуальным брендом. Но они, конечно же, пользуются своей десяткой цветов, которые лучше всего продаются.

Pantone является фантастическим брендом, и это очень весело, что они предлагают цвет года. Но эта информация должна быть просто поводом к вдохновению и размышлениям. Если дизайнер воспринимает это как директиву, то возможно, он вовсе и не дизайнер.

Существуют ли сейчас модные дома, которые намеренно не ориентируются на общие тенденции, а уверенно гнут свою линию?

— Я бы сказала, что большая часть легендарных Домов моды придерживается своей собственной идентичности. В Prada придумывают женственные дизайны с озорством, у Lanvin (по крайней мере, в славные дни Эльбаза) – это такая себе современная дама, но в глэм-стилистике. Kenzo – это уличная городская мода. На вершине этой пирамиды идентичности бренда и чувства себя дизайнеры и черпают вдохновение и подбирают тенденции. В Kenzo, например, были очень вдохновлены стилистикой 80-х годов в  последней коллекции, так же, как и многие другие бренды, но они сделали это круче всех.

Какая тенденция или тренд вам лично особенно нравится для сезона весна-лето 2016?

— Мне нравятся демократические вибрации, которые сейчас доносятся от многих больших брендов, многие дизайнеры показывают коллекции, вдохновленные уличной модой. Это как взять обычную девушку или парня, но с сильным чувством моды, которые миксуют базовые вещи и винтаж, и это выглядит как настоящее заявления. Это больше стилизация, чем история о дорогих дизайнерских вещах, и в этом есть что-то действительно новое.

Также мне нравятся стилистика 1990-х с их mom jeans и широкими белыми футболками, а также монохромные образы и лиловый цвет.