Для Сары Чанг крайне важна безупречность во всем. Она тщательно подбирает слова, всегда идеально выглядит, перед зрительным залом появляется в ярких изящных платьях и с легендарной скрипкой Гварнери 1717 года в руках.
35-летняя Сара начала карьеру, когда ей было восемь лет, – с выступления вместе с Нью-Йорским филармоническим оркестром. В девять записала свой первый альбом «Дебют». В 23 года стала самой молодой участницей Зала славы знаменитого лос-анджелесского амфитеатра Hollywood Bowl. Счет наград и премий, которых она удостоена, идет на десятки. В 2011 году Сара стала художественным послом США.
В Киев международная звезда академической музыки приехала с концертом и мастер-классом. 19 апреля на сцене Национальной оперы Украины она выступила с New Era Orchestra, а 20-го – провела занятие с 54 молодыми талантливыми украинскими музыкантами. Их из нескольких сотен желающих отобрала специальная комиссия на основании видеороликов претендентов.
Forbes скрипачка рассказала о своей общественной деятельности, о музыкальной карьере и о том, зачем любовь к классической музыке воспитывать с самого детства.
-Как проходили репетиции с New Era Orchestra? Ведь вы приехали уже перед самым концертом?
-До моего прибытия в Украину оркестр репетировал сам. Я прилетела в воскресенье – за два дня до концерта – и мы сразу же приступили к работе, впереди был еще понедельник. Это потрясающий оркестр, музыканты и дирижер очень высокого уровня. Во вторник утром была генеральная репетиция, а вечером уже концерт. То есть подготовка к совместному выступлению заняла три дня, благодаря профессионализму каждого участника.
-Всемирный экономический форум присудил вам звание Молодого мирового лидера за какие-то общественные проекты?
-Это звание тесно связано с моей деятельностью как художественного посла США. Однако я музыкант и мое внимание направлено на музыку, образование и культуру. Моей главной задачей является работа с детьми с такого раннего возраста, с какого это только возможно. Я хочу познакомить их с музыкой, хотя знаю, что в будущем не все из них станут музыкантами, но это сделает их жизнь более наполненной. И я хочу привить им это как можно раньше. Уровень культуры параллельно с экономическими, политическими и другими факторами влияет на восприятие страны в целом. И очень важно иметь возможность воспитывать музыкальный вкус у детей.
-Как выбор страны и оркестра связан с вашей должностью художественного посла США?
-В связи со своей должностью, я очень много путешествую, провожу мастер-классы для детей и местных музыкантов. Так, в прошлом году я была в Южной Африке, не так давно побывала в Аргентине, Боснии и Герцеговине. Украина тоже была в этом списке. Моя обязанность как посла проводить образовательные мероприятия для детей и подростков. Каждый раз я стараюсь совмещать концерты с образовательными программами. Поэтому в Украине я объединила выступление с New Era Orchestra со своей миссией художественного посла США и провела мастер-класс, пообщалась с детьми, ответила на их вопросы.
-Для чего лично вам нужны подобные мастер-классы? Ищите себе учеников?
-Нет, я ни в коем случае не претендую на то, чтобы преподавать. Я музыкант, а не педагог. Я знаю, как играть, как выступать и вести себя на сцене, но мне кажется, для того, чтобы преподавать, нужны другие навыки. Тем не менее, мастер-классы, которые я провожу, очень много для меня значат.
От чего я действительно получаю удовольствие, так это от регулярной смены городов, где я могу общаться с местными музыкантами. Дети, которым я даю мастер-классы, показывают не только свой уровень, но и уровень культурного и музыкального развития своей школы, города и даже целой страны. Вот поэтому мне так нравится работать послом. Это расширяет мои горизонты и дает возможность развиваться как музыканту не только в рамках одной страны, но видеть, что происходит в мире.
-Как вы оцениваете уровень украинской академической музыки?
-Я могу оценить украинскую академическую школу по уровню подготовки музыкантов. Вчера я выступала на одной сцене с абсолютно профессиональным оркестром, а сегодня проводила мастер-класс для учеников и аспирантов разного возраста, которые еще получают музыкальное образование в Украине. И должна сказать, что увидела действительно превосходный уровень. Среди них мне особенно запомнился один невероятно талантливый мальчик, он потрясающе играл на скрипке. Он так молод и все еще учится, но уже может выступать на международной профессиональной сцене.
-Нужна ли слушателю специальная подготовка, чтобы воспринимать и понимать классическую музыку?
-Конечно, все могут ценить классическую музыку, но эту способность нужно в себе развивать как можно раньше. Это как учить иностранный язык – чем раньше начинаешь, тем легче проходит процесс восприятия. Дети овладевают языками намного легче и быстрее, и чем старше становится человек, тем сложнее ему это дается. Хотя, конечно, никогда не поздно начинать учиться. Но лучше с малых лет приобщаться к искусству, посещать оперу, балет, концерты классической музыки. В любом случае, искусство делает нашу жизнь более приятной и полноценной. Я была очень рада видеть на концерте в зале людей разного возраста, среди них было много детей и молодежи. Я считаю, это самый точный показатель уровня развития культуры в обществе.
-Вы замечаете рост или спад интереса к академической музыке в мире?
-Я думаю, это зависит от каждой конкретной страны. В общем сказать нельзя, ведь это так же зависит от традиций того или иного государства. Где-то акцент делается на спорте, а где-то ребенку с рождения дают в руки скрипку или сажают за фортепиано, и он должен обязательно уметь играть, хочет он того или нет. Людям стоило бы относиться к музыкальному образованию с таким же вниманием как и к любому другому. Я понимаю, что музыка не является первостепенной потребностью человека, но все же почти во всех странах в школьную программу входит соответствующий предмет. Это играет такую же роль, как и спортивное образование.
-Как устроена гонорарная система у академических музыкантов в США?
-Мы можем сравнивать оплату только солиста и дирижера, потому что они находятся где-то на одном уровне. Что касается оркестра, то я могу говорить только про США: музыканты получают фиксированную заработную плату, у них есть расписание и постоянный концертный зал. Например, они знают, что должны отработать три репетиции в неделю и два концерта. Такая стабильность дает возможность получать свою ставку. Что касается солистов, то, например, я не имею постоянного места, все время путешествую – сегодня в Украине, завтра в Филадельфии, послезавтра в Лос-Анджелесе, а на следующий день – в Лондоне. Поэтому оплата моего труда во многом зависит от промоушена, масштаба концерта и страны. А вообще, чем больше времени артист на сцене, тем выше его гонорар.