Как в Казахстане продвигают права женщин?


immm

В Казахстане с момента обретения независимости 25 лет назад, уделяют приоритетное внимание достижению гендерного равенства. Об этом в интервью нашему Радио заявила директор Института философии, политологии и религиоведения Зарема Шаукенова. Она приехала в Нью-Йорк для участия в сессии Комиссии ООН по положению женщин. Зарема Шаукенова рассказала, что в стране принят закон о гендерном равенстве и соответствующая стратегия до 2016 года. Сейчас идет работа над новой стратегией в области гендерного равноправия.

ЗШ: Мы с удовлетворением отмечаем, что принятие таких документов на законодательном уровне позволило нашей стране быть в числе лидеров по гендерному равенству. Именно в этих программных документах законодательно обеспечены такие нормы, что женщины должны быть представлены на всех уровнях руководства, представительства. В предыдущем созыве парламента эта цифра достигала уже более 26 процентов. Это очень хорошая цифра, потому что, слушая своих коллег на этой сессии и раньше встречаясь, мы знаем, что не во многих странах такие же показатели. Более того, наш показатель, к которому мы стремимся, это достижение тридцатипроцентного уровня представленности на всех площадках, которые возможны, и на всех уровнях руководства. У нас государственный секретарь, который возглавляет нашу делегацию на этой сессии, это женщина. Наш вице-премьер в стране – женщина, более двадцати шести процентов депутатов меджлиса – парламента – женщины. На местных уровнях органов самоуправления тоже большая представленность женщин. Есть также женщины министры. В отрасли образования и науки тоже большая представленность женщин. В 2010 году мы перешли на трехступенчатую систему образования: бакалареат, магистратура и докторантура. У нас сегодня, например, в магистратуре учатся 62 процента девушек, тоже очень хорошая цифра. А в докторантуре – 52 процента девушки.
ЕВ: А зарплата женщин составляет 66 процента от зарплаты мужчин…
ЗШ: Это вопрос, над которым мы сейчас работаем. В последнем послании Президента нашей страны Нурсултана Назарбаева, например, речь идет о повышении зарплат в сфере образования, учителям, в ближайшее время – на 30 процентов. Это как раз говорит о том, что именно вот эта достаточно большая бюджетная сфера учительства получит некоторое уравнивание до уровня, который тоже может нивелировать эту разницу. Учителя у нас, в основном, женщины, 90 процентов и более.
ЕВ: Сейчас вышел на первый план вопрос о ранних браках. Как у вас с этим? Я предполагаю, что это касается сельских районов, в основном.
ЗШ: Этой проблемы нет в городах. Действительно, речь идет о глубинках. Статистика у нас не такая высокая. В 2014 году таких случаев было 1800, а уже в 2015 году таких случаев было 1380. На эту проблему обратили внимание наши неправительственные организации. Ими было замечено, что это связано с религиозным аспектом, потому что эти браки как бы одобрялись духовенством. Это не регистрация официального брака в государственных учреждениях, а мулла в мечети освящает этот брак, и совершается обряд. Тогда мы стали работать с духовенством и просить не одобрять такие ранние браки. Это неправильно: девочкам не позволяют созреть для того, чтобы стать хорошей здоровой матерью. Так что мы попросили духовных служителей, если нет официального документа о регистрации брака, не давать одобрения таким бракам.