Польша в очередной раз вернулась к «любимой теме» левых и правых – легальности абортов
«Уважаемая госпожа Премьер, сегодня болел левый яичник. Думаю, у меня овуляция».
«Уважаемая Беато Шидло и Episkopat News, я обычно корчусь в болях, но на протяжении последних месячных не почувствовала ничего. Или я грешу?»
«Занимаюсь сексом, но пошли месячные, значит не беременна. Или за это тоже закон предусматривает наказание?»
Такие сообщения сыплются на голову польского премьер-министра Беаты Шидло в течение нескольких дней. Кому что болит во время менструации, кто когда был на осмотре у гинеколога и как долго длится цикл, — такие интимные подробности присылают польки своему премьеру на мейл, в Twitter и Facebook.
На днях Польша в очередной раз вернулась к «любимой теме» левых и правых – легальности абортов.
60 лет от легализации до запрета абортов
Вопросы государственного контроля за самой интимной сферой жизни граждан в Польше возникает не впервые. На сегодня польское право является одним из наиболее строгих в отношении прерывания беременности: это позволяют только в трех случаях (угроза жизни и здоровью женщины, несовместимое с жизнью состояние плода, изнасилование и инцест).
Последний раз аборты были полностью легальными во времена социализма, когда в 1956, вслед за СССР, прерывание беременности позволила и Польша. Тогда для некоторых женщин это стало своеобразной альтернативой контрацепции.
Законодательство в современном виде было принято в 1993 году, вскоре после обретения независимости. В 1996 году закон разрешил врачам прибегать к «клаузуле совести» – заявлении об отказе выполнять медицинское вмешательство, если это противоречит моральным принципам.
На основании этого врачи-католики могут отказаться даже от легальных абортов, однако обязаны направить пациентку к врачу или в клинику, где вмешательство будет осуществлено.
Один врач заставил рожать
«Врачи боялись нам ее показать,» – рассказывают Яцек и Агнешка в интервью изданию Gazeta Prawna в годовщину рождения и смерти их ребенка. В 2014 году ребенок родился с гидроцефалией, ему недоставало части черепной коробки, вместо носа было отверстие, трещины кости щеки, витекшие глаза без век. Агония длилась 10 дней.
Ряд врачей определил состояние плода как «несовместимое с жизнью», однако супружеская пара об этом не знала и поэтому не сделала аборт. Как считают Яцек и Агнешка, профессор Богдан Хазан, директор госпиталя Святой Семьи в Варшаве, знал о недостатках плода от начала, но сознательно затягивал до момента, когда легальное прерывание беременности не было возможно, и не направил пациентку к другим врачам.
Профессор Хазан обратился к клаузуле совести и заявил, что направлено на убийство ребенка деяние является неправильным. Позже врач потерял должность и оплатил штраф 70 тыс. злотых, но уже в 2016 году прокуратура закрыла дело «за отсутствием состава преступления».
В 2014-м эта история всколыхнула всю Польшу. Мнения разделились: на поддержку врача выступили консервативные и католические круги, на поддержку родителей – феминистские, либеральные и такие, что выступают за право женщины иметь выбор » (pro choice). Сегодня Хазан агитирует за полный запрет абортов, называя их «холокостом нерожденных детей».
400 тысяч за запрет абортов
Тема запрета абортов в очередной раз появилась в польском публичном пространстве в середине марта. Спикер парламента получил сообщение о создании Комитета законодательной инициативы «Стоп абортам» вместе с тысячей подписей граждан, которые ее поддерживают. Комитет имеет три месяца, чтобы собрать еще 100 тыс. для внесения законопроекта на рассмотрение парламента.
Последний раз этот вопрос рассматривался в сентябре 2015 года. Тогда инициаторы собрали более 400 тыс. подписей против абортов при любых обстоятельствах. Голосование проходило в эмоциональной атмосфере и с почти равным распределением голосов: 206 депутатов «против», 178 «за» и 10 воздержалось.
«Против» выступали представители нынешней оппозиции из «Гражданской платформы», поддерживали инициативу представители нынешней власти из «Права и справедливости».
Вопрос полного запрета появляется в Польше регулярно – на протяжении последних пяти лет активистам почти ежегодно удавалось собрать необходимое количество подписей.
Представители движения «за жизнь» (pro life) считают недопустимым отбирание жизни нерожденным, называя существующую практику «евгеничными абортами» и очерчивая нерожденных детей как «общественную группу, которая больше всего подвергается дискриминации».
За полный запрет абортов традиционно выступает католический костел. «В 1050 годовщину крещения Польши обращаемся ко всем людям доброй воли, верующим и неверующим, чтобы приняли меры, имеющие целью полную правовую охрану жизни нерожденных,» – отмечается в письме Президиума конференции Епископата Польши «по полной охране жизни человека», принятом 4 апреля 2016 года. Родителям детей с особыми потребностями и зачатых в результате насилия церковь предлагает оказывать значительную помощь от государства.
Поддержку гражданской инициативе выразило и руководство страны. Премьер Беата Шидло заявила 31 марта, что выступает за полный запрет абортов. Позже уточнила, что это является только его личным мнением. Лидер правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский сказал, что как католик проголосует за охрану жизни от самого зачатия.
Добавил, что в его партии нет дисциплины относительно голосования в вопросах мировоззрения, однако выразил уверенность, что «подавляющее большинство, а может, и целая партия» поддержит законопроект.
80% поляков против, несколько тысяч на демонстрациях «против пытки женщин»
Проведенный в начале марта опрос свидетельствует, что 80% поляков поддерживают легальность аборта в случае угрозы жизни женщины. 73% опрошенных допускают такую возможность, если ребенок был зачат в результате изнасилования.
53% считают прерывание беременности допустимым в случае неполноценности ребенка. При этом 75% и 75% поляков выступают против абортов в связи со сложной материальной или личной ситуацией, а также с нежеланием иметь детей.
На прошлых выходных несколько тысяч поляков в разных городах вышли на демонстрации «против пытки женщин». Символическим атрибутом стала вешалка для одежды: именно она станет орудием для подпольных абортов, утверждают организаторы. Среди других лозунгов протеста – «Make love, not PiS» (PiS – польская аббревиатура для правящей партии «Право и справедливость») и «Аборт правительства».
Вешалки оказались на деревьях вокруг здания парламента и в посылках в адрес премьер-министра. «Депутаты хотят пытать польских женщин, отправлять их в тюрьму […] Хотят превратить Польшу в ад, где женщину после выкидыша будет допрашивать прокурор», — говорится на странице события в Facebook. В воскресенье группа женщин демонстративно вышла из костела святой Анны в Варшаве во время произнесения письма бискупов в деле запрета абортов.