Датская пресса сообщила об открытии первой в Скандинавии мечети для мусульманок, в которой руководить молитвой будут женщины-имамы. Мечеть «Марьям» – такое у нее название – располагается в Копенгагене, но ее точное местонахождение до сих пор не обнародовано из-за опасений по поводу возможной реакции со стороны консервативной общественности, также персонал еще не готов пригласить журналистов. Собственно, персонал мечети – это две женщины-имамы и совет из 12 человек, двое из которых – мужчины. Пятничные намазы в данной мечети пока что не совершаются.
Кто они, первые женщины-имамы в Скандинавии? Это Ширин Ханкан и Салиха Мари Фетех. Ширин Ханкан 41 год, она родилась в Дании, будучи дочерью сирийца-мусульманина и финки-христианки, магистр в областях социологии религии и философии (Копенгагенский университет). Ханкан является основателем и представителем организации «Форум для критически настроенных мусульман», также она представляет движение «Фемимам» («женщина-имам»). Она замужем, имеет четырех детей. На фотографиях Ширин Ханкан часто можно увидеть с непокрытой головой. Ее коллега, Салиха Мари Фетех, родилась в 1962 году, изучала в Багдаде арабский язык, работает преподавателем в Университете Южной Дании в Центре современных ближневосточных исследований, сведения о ее личной жизни общественности не представлены.
Дания – не первая страна, в которой теперь есть женщины-имамы. Достаточно много женских мечетей в Китае, только в одном городе Чжэнчжоу их 19, естественно, в таких мечетях имамами служат тоже женщины. Данная традиция существует в Китае примерно 100 лет. Правда, в китайских общинах, в которых есть женские мечети, женщин не пускают в мужские мечети. В 2000 году в Иране шесть шиитских марджа ат-таклид, высших духовных авторитетов шиизма, дозволили женщинам руководить молитвой на чисто женских собраниях. В 2015 году первая мечеть для женщин с женщиной-имамом появилась в Лос-Анджелесе. В мае того же года британская пресса сообщила о том, что в Бредфорде планируют открыть первую женскую мечеть в Великобритании. Также женщины-имамы встречаются в Германии, Марокко, Турции. Тем не менее на весь мусульманский мир женщин-имамов очень и очень мало, их количество совсем несопоставимо с числом имамов-мужчин.
В связи с этим интересно, как к появлению женской мечети с женщинами-имамами в Дании отнеслась общественность. Согласно Politiken, имам Васин Хуссейн, возглавляющий Датский исламский центр, полагает, что у существования женской мечети нет богословской основы, он не считает, что женщины нуждаются в специальном молитвенном доме и задается вопросом, как отреагировало бы общество в Дании, если бы открылась мечеть только для мужчин? Большинство датских имамов не хотят иметь коллег-женщин, призналась в интервью Dagsbladet Ширин Ханкан.
Многие называют идею женских мечетей радикальной, однако большинство мусульманок считают такой шаг нужным. Довольно позитивно рассматривает появление этой мечети Мехмет Юмит Несеф, доцент Центра по изучению Ближнего Востока в Копенгагенском университете, видя в женской мечети форму модернизации ислама, пишет Berlingske.
Ширин Ханкан добивается равных прав с мужчинами на религиозное лидерство. Фото со страницы Организации межрелигиозного диалога Дании в Flickr
Ширин Ханкан добивается равных прав с мужчинами на религиозное лидерство. Фото со страницы Организации межрелигиозного диалога Дании в Flickr
Возможно ли, что именно из-за опасений по поводу модернизации ислама имам Васин Хуссейн и подобные ему недовольны ее появлением? Ответ на этот вопрос можно найти, ознакомившись с организациями, оказавшими влияние на открытие данной мечети, в которых принимает участие Ширин Ханкан, а именно «Форумом для критически настроенных мусульман» и движением «Фемимам». «Форум для критически настроенных мусульман» основан в августе 2001 года, является суфийско-ориентированным движением реформы, направленной на выработку демократического и плюралистического подхода к исламу, согласно информации официального сайта организации. Там же объявляется, что критически настроенные мусульмане выступают за модернистскую интерпретацию Корана, уравнивающую женщин и мужчин, и будут содействовать появлению женщин-имамов. Целью движения «Фемимам», о существовании которого стало известно в 2015 году из публикаций в датских СМИ, также является содействие распространению движения женщин-имамов. По информации Netudgaven, именно движение «Фемимам» начиная с весны 2015 года работало над созданием женской мечети, и одна из целей – достижение гендерного равенства. «Фемимам» выступает за модернистский подход к интерпретации Корана, собираясь покончить с мужской монополией на его толкование.
О том, что целью появления мечети «Марьям» в Копенгагене является не только совершение богослужений для женских общин, признается датским СМИ сама Ширин Ханкан. Она сообщила изданию Politiken, что деятельность ее мечети будет направлена на оказание помощи мусульманским женщинам в достижении равных прав с мужчинами. К примеру, женщины-имамы будут оказывать содействие мусульманкам в получении развода, информировать об их правах в браке. В интервью Politiken Ширин Ханкан называет новую мечеть «феминистским проектом», она будет ядром программы, продвигающей «прогрессивный ислам». Остальные мечети, по ее мнению, являются патриархальными местами, в которых доминируют мужчины, в них она чувствует себя неуютно. Она уверена и в том, что ее проект поможет снять барьеры между традиционным исламом и современностью. По мнению Ханкан, многие имамы не учитывают культурные условия Дании, в которых они живут. Предводительница мусульманских феминисток Скандинавии убеждена, что женская мечеть покончит с мужской монополией на толкование Корана, а следующим шагом станет появление «смешанной» мечети.
Нет сомнений, что именно опасения распространения идей феминизма среди мусульманок заставляют настороженно относиться имамов-мужчин к появлению женских мечетей и их духовных предводительниц. Желание Ханкан модернизировать ислам разделяют далеко не все мусульмане Дании. Пока что женщины-имамы в Дании не получали угроз в свой адрес, главное, чтобы их желание бросить вызов сложившимся стереотипам не привело к войне между полами в мусульманской общине.