Американский экономист Оливер Вильямсон в 2009 году стал лауреатом Нобелевской премии за исследование влияния социального доверия на снижение операционных издержек. Если коротко, то основная мысль его труда такова: при наличии связей решается любая проблема, при отсутствии и неумении создавать связи – бизнес-карьера состояться не может. Так что же такое нетворкинг и зачем он нужен?
Слово «нетворкинг» сегодня весьма заезжено – и в выступлениях, и в публикациях. Мода есть на все, даже на слова, а слово «нетворкинг» – как раз в тренде. Его полезно знать и использовать в активном словаре. Но еще полезней было бы пользоваться им не как словом, а как функцией.
Нетворкинг – это просто обозначенное английским словом извечное понятие налаживание связей. Но! подкрепленных соответствующей базой данных. Если эта база хранится у вас в голове – я вам завидую и восхищаюсь вами. Однако надежней все же держать ее на каких-то более прочных носителях.
У нетворкинга есть свои правила. Зачем они нужны? Затем, что налаживать связи полезно не только в деловой среде, но и в очень даже личной – тоже. И если у девочки есть желание из принцессы стать королевой – нетворкинг ей в помощь.
Итак, правила нетворкинга:
Вы всегда должны быть готовым к знакомствам. Даже если выносите мусор. Это не значит, что вы постоянно и несмываемо носите полный макияж, но это значит, что ваше отражение в зеркале всегда должно быть вам симпатично. И всегда при вас должны быть визитки. Ладно, мусор выносить можно и без, но если вдруг в магазине, выбирая вино к ужину, к вам за советом обратится красавец-принц с белым «Поршем» у входа, а вы не сможете убедить его вместе с вином взять на ужин и себя, то шанс на какое-то продолжение у вас будет только если вы сможете оставить ему контакты. А визитка – самый практичный и убедительный контакт. Хорошая визитка – это, собственно, правило нетворкинга №1.
Протягиваете вы, значит, принцу свою визитку, он вам в ответ свою, и вот здесь ваша наиглавнейшая задача – сделать так, чтобы он вас запомнил. Потому что за один только поход в магазин у него этих визиток уже десяток, а представьте, сколько он их с приемов приносит? Поэтому внимательно посмотрите на его визитную карточку и найдите связь между вами и принцем: «У вас офис в Леонардо? Надо же, я там так часто бываю – очень люблю кухню ресторана «Цитронель», может, как-то присоединитесь ко мне на обед?»; «Компания «Фикус»? Я отлично знаю вашего бухгалтера – мы вместе собак по утрам выгуливаем». Принцип понятен? Должен быть понятен, потому как это правило нетворкинга №2 – при знакомстве нужно запомниться.
В это время к вам подходит ваша подруга, у которой муж – хозяин автомастерской по «Поршам». Вы немедленно должны воспользоваться правилом нетворкинга №3: соединять партнеров и друзей между собой к взаимной выгоде, правильно и интересно представляя их друг другу. И тут же познакомить их, объясняя, чем они могу быть взаимно полезны: «Вы знаете, никто так не чинит карданные валы у «Порша», как Татьянин муж!»
А теперь представьте, подходит к вам принц в «Ашане», спрашивает о вине, а вы ему: «Я здесь не работаю, спросите у мерчандайзера». Принц пошел к сотруднику супермаркета, а вы так и не узнали, что это был принц. Это я о чем? Нельзя пренебрегать ни одним знакомством. Если вы оказались, ладно, не в супермаркете, а на одной и той же конференции, значит, это человек приблизительно одного с вами уровня и он очень даже может быть вам полезен. Так работает правило нетворкинга №4: важность всех контактов. Его необходимо запомнить.
Потому что правило нетворкинга №5 – гласит: случайных встреч не бывает. Каждый человек, попадающийся вам на пути, может быть вам полезен или вы ему можете быть полезны. А для того, чтобы понять как, в чем, чем и где, вам необходимо познакомиться поближе. С принцем – не достаточно просто обменяться визитками и ткнуть пальцем в «Мерло». Нужно спросить, что готовится к ужину, подойдет ли «Мерло» или все же лучше «Шабли», чей визит ожидается. Ведь только в беседе можно выяснить, водится ли у принца дома жена или (ура!) пока только кошка.
Рассказывая принцу о винах, лучше не говорить, что вина французские – это комильфо, а чилийские – не совсем, потому что правило нетворкинга №6: нужно использовать и распространять только позитивную информацию. И при первом знакомстве за что и никогда не использовать информацию (а вдруг его любимые вина – как раз чилийские?), которая может стать губительной для отношений – и деловых, и личных.
Приоритетная задача: смеяться его шуткам, шутить смешно свои, внимательно слушать, задавать наводящие вопросы и быть лучшим коммуникатором всех времен и народов. Потому что правило нетворкинга №7 и, оно же – главное правило межчеловеческого общения в целом: проявлять искренний интерес к собеседнику. Ведь только с такими людьми мы и предпочитаем общаться.
Рано или поздно принц уедет на своем белом «Порше», а вы останетесь с его визиткой. И вот тут очень важно не забыть правило нетворкинга №8: обязательность обратной связи. Напишите принцу, напомнив о себе, при этом обязательно вложите в письмо (сообщение) еще какую-то полезную для него информацию. Например: «Я нашла замечательную статью о поразительном сочетании вкуса «Кьянти» и утки по-домашнему, которую я. кстати, умопомрачительно готовлю».
В общем, нетворкинг – это образ и стиль жизни, в котором главное – общение. Именно оно становится точкой отсчета для знакомств не только с принцами, но и со всеми вашими будущими достижениями и свершениями, потому что в современном социуме связи помогут вам, как ничто другое. И с принцем, кстати, тоже, потому что именно секретарь принца, как ваша хорошая знакомая, подсказала вам, где он обычно покупает вино к ужину.