«Мы – киевлянчики, которые понаехали и хипстеризуем Славутич» – Надя Парфан об урбанистике малых городов

В мае каждого года маленький город Славутич в 200 километрах от Киева становится известным благодаря Фестивалю кино и урбанистики «86». Этот проект на пересечении кино и города два года назад основала куратор Надя Парфан. Тогда мало кто понимал, зачем ехать в маленький ничем не примечательный город, чтобы устроить фестиваль.

Впрочем, благодаря усилиям команды «86» в Славутиче начали происходить реальные изменения – там обустроили общественное пространство, запустили художественные резиденции, регулярно проводят культурные мероприятия. Город стал положительным примером культурной децентрализации.

content_14

В этом году Надя и ее команда запустили еще один проект – 86PROKAT, который выводит на украинский кинорынок документальное кино не только про урбанистику. Первым стал фильм «Русский дятел» о Чернобыле.

В эфире Urban Space Radio Надя Парфан рассказала о том, как работать с местными общинами и почему в Киеве иногда труднее реализовать культурный проект, чем на периферии.

О фестивале «86» и культурной децентрализации

Наш проект – культурно-социальный. С одной стороны, мы хотим быть актерами в кинопроцессе, документальном кино. С другой стороны, «86» – это проект устойчивого развития Славутича как места культурного туризма и интеллектуального обмена.

content_7Нескромно так говорить, но наша команда первая начала что-то делать в сфере децентрализации before it was cool. На старте это выглядело очень смело, радикально и непонятно. Мне приходилось давать множество интервью и объяснять, что неприкольно, когда культурная карта Украины на 75% состоит из Киева и еще немножко из других городов-миллионников. Почти нигде культурной жизни в Украине нет.

Сейчас тема децентрализации стала популярной, по крайней мере, на дискуссионном уровне. Это признак того, что мы все делаем правильно.

Об изменениях в Славутиче

Изменения в Славутиче – заметные и интересные. Например, сейчас там абсолютно стихийно происходит художественная резиденция, основанная художниками Кроликовскими. Они поселились в городе, к ним начали приезжать люди из художественной тусовки.

content_4Также в Славутиче был реализован проект Enlight. Его команда выиграла в конкурсе эко-стартапов от «Черниговского» и на полученные средства построила молодежное публичное пространство – сцену, на которой установлена солнечная батарея и уличные конструкции от «Пилорамы». Это пространство очень живое, местные подростки его моментально освоили, они там тусуются при любой погоде.

О различиях больших и малых городов

В Киеве всегда происходят интересные контакты и встречи, здесь полноценно развивается культура, а количество открытых к ней людей самое большое. Это специфика города, куда все стремятся. Ты оставляешь в своем родном городе детский сад, друзей, домашние тапочки, маму, которая тебе готовит, и приезжаешь в столицу. Здесь образуется ментальный вакуум, который заполняет, в том числе, культура. Это необходимо, без изнуряющей городской культуры мы бы загнулись.

content_2

content_3

С другой стороны, она принимает иногда монструозные формы. Любой культурный проект в Киеве очень тяжело выдержать на уровне дотошности. Ты хочешь, чтобы происходил контакт с аудиторией, чтобы у людей был определенный опыт, впечатления, эмоции, но тебя поглощают такие вопросы, как арендная плата, вещи супермаркетного типа.

Киев требует колоссальное количество логистики, координационно-организационной работы. Я восхищаюсь людьми, которые что-то делают в Киеве, это всегда надрыв и выгорание.

bzh.lifе